ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46

Арт – терапия

Детская арт-терапия - одно из ведущих направлений психотерапии, в которое входит терапевтическая, коррекционная и реабилитационная работа.
Создание осязаемых визуальных образов - это важное средство межличностной коммуникации, помогающее выразить переживания ребенка.
К методам относятся рисование, лепка, работа с природными материалами, творчество, пение, моделирование, занятие музыкой.
Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия решает следующие задачи:
• пробуждает жизненные силы,
• активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность
• создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства
• развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности
• компенсирует недостающие возможности
• помогает формировать навыки межличностной коммуникации
• налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой
• оптимизирует личностные качества
• обеспечивает социальную адаптацию
Пример лечебной арт-терапии Цветотерапия.
Основная цель — здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так к ак зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему.
Результат работы по методу Арт -терапии:
• происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления
• корректируется психоэмоциональное состояние
• развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки
• развивается внутренний контроль и управление чувствами
• обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимы формы.
• облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общении детей с ОВЗ

• дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит
• создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:
• создается положительный эмоциональный настрой
• улучшается психическое здоровье
• облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми
• создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии
• прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции
• прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение
• повышаются адаптационные способности
• снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.
Арт-терапия подходит для всех детей: дошкольного и школьного возраста.
Приходите, мы обязательно поможем!
Made on
Tilda