ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46

Занятия по ЛФК / АФК

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Адаптивная физическая культура (АФК)
Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.
Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией:
⦁ уроков АФК;
⦁ физкультминуток (физкультпауз);
⦁ подвижных игр на динамических переменах.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии - это единство диагностики и коррекции:
Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек)
Принцип учета возрастных особенностей
Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов)
Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки)
Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния)
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями.
Классификация коррекционных занятий по АФК:
1 вид – для глухих детей;
2 вид – для слабослышащих и позднооглохших детей;
3 вид – для незрячих детей;
4 вид – для слабовидящих детей;
5 вид – для детей с нарушением речи;
6 вид – для детей с нарушением опороно – двигательного аппарата;
7 вид – для детей, имеющих задержку психического здоровья ( ЗПР);
8 вид – для детей, имеющих умственную отсталость.
Лечебная физкультура (ЛФК) для детей с ОВЗ
Особенностью физических упражнений, применяемых с лечебной целью, является их лечебная и педагогическая направленность. При этом учитывается несомненное воздействие нервной системы на возникновение и протекание патологических процессов, что приводит к необходимости назначения комплексного лечения, в котором среди других мероприятий общего лечебного характера одно из важнейших мест занимает лечебная физическая культура.
В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго регламентированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость ребенка с ОВЗ к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.
У детей, с которыми работает квалифицированный специалист нашего Центра по лечебной физкультуре, ограниченные возможности здоровья, а именно ДЦП, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение интеллекта, дети с ЗПР, с сочетанным дефектом, что требует коррекционной, индивидуальной работы с ними.
Работа специалиста направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Разработаны комплексы упражнений с учетом физических особенностей детей, их заболеваний, рекомендаций ПМПК.
ЛФК, способствует более быстрому восстановлению работоспособности после заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов и является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия.
В практической части занятий используются различные способы выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика — это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.
Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.
Корригирующие упражнения при деформациях позвоночника назначают обязательно в сочетании с дыхательными упражнениями. Также, лечебная физкультура действует и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Физические упражнения — это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.
Физические упражнения:
⦁ стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;
⦁ повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;
⦁ положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;
⦁ оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного ребенка.
Приходите, мы обязательно поможем!
Made on
Tilda