ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46
Нейропсихологическое обследование
В последние годы наибольшее распространение получает детская нейропсихология, направленная не только на диагностику, но и на коррекцию различных отклонений в развитии детей. Детский нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций ребёнка и выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для нормального развития, обучения, общения, поведения.
На основании результатов проведенной диагностики разрабатывается программа нейропсихологической коррекции, которая включает в себя кинезиологические, дыхательные упражнения, сенсорную и мозжечковую стимуляцию и другие упражнения, направленные на улучшение межполушарного взаимодействия и гармоничное развитие различных структур головного мозга ребёнка. Недаром нейропсихологическую коррекцию называют методом замещающего онтогенеза.
Многие родители спрашивают, в каком возрасте наиболее эффективна нейропсихологическая коррекция нарушений развития, обучения, общения и поведения ребёнка? Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются в работе с детьми от 4 до 12 лет. До 4-х лет ребёнок ещё не может взять те упражнения, которые мы ему предлагаем. А после 12 лет, когда, в основном, завершен процесс латерализации головного мозга, нейрокоррекция возможна, но идёт сложнее и дольше. Да ещё к подростковому возрасту присоединяются комплексы неполноценности, связанные с неуспешной учебой, социальной дезадаптацией и другими проблемами, что ставит дополнительные задачи для коррекции.
Поэтому не стоит затягивать визит к нейропсихологу, если Вы видите у своего ребёнка проблемы в развитии, поведении, общении или обучении.
С какими проблемами работает нейропсихолог?
Очень часто в разговоре с людьми о профессии нейропсихолога можно услышать недоумённый вопрос: «И с детьми вы тоже работаете? А у них-то какие проблемы?»
Тем не менее, проблем у наших маленьких клиентов очень много. Конечно, они отличаются от проблем взрослых людей и подростков, но они нуждаются в помощи психолога ничуть не меньше, а, может быть, и больше…
В нашем центре мы работаем с детьми, начиная с 4-х лет (при отставании в развитии — с 5 лет). В основном, используя нейропсихологическую коррекцию.
Здесь же мы остановимся на перечислении тех проблем, с которыми нам приходилось успешно работать в течение нашей 27-летней практики психологической помощи детям. Это:
• СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью или без них);
• неврозы различного характера: логоневроз (заикание), энурез, тики, снохождение, выдергивание волос, грызение ногтей, ручек и других предметов, сосание пальца и других предметов, и др.;
• обман и воровство;
• неумение устанавливать контакт со сверстниками или взрослыми;
• кризисы 1, 3, 7, 13 лет;
• тревожность
• страхи;
• повышенная застенчивость;
• эмоциональная неустойчивость, плаксивость;
• агрессивное поведение
• непослушание и капризность;
• низкая успеваемость в школе;
• школьная дезадаптация;
• сложно протекающая адаптация к детскому саду;
• социальная дезадаптация;
• подготовка ребенка к обучению в школе (социальная, интеллектуальная, личностная, мотивационная);
• диагностика готовности к школе, интеллектуального развития и психического состояния;
• дислексия (дисграфия, дискалькулия, дизартрия);
• отставание в развитии (ЗПР);
• аутизм, мутизм;
• другие проблемы.
Родителям важно помнить, что проблемы ребёнка не пройдут с возрастом, а «перерастут» в подростковые, а потом и во взрослые проблемы, с которыми справиться потом будет намного сложнее. И, чем раньше начать оказывать помощь ребёнку, тем лучше и быстрее будет результат. Ведь перечисленные и другие проблемы ребёнка возникли не на пустом месте, это результат несбалансированной работы его нервной системы, прежде всего, головного мозга.
Так, например, проблемы с памятью, вниманием, регуляцией эмоционального состояния, самооценкой, мотивацией возникают при недостаточном функционировании первого (энергетического) блока мозга (по Р. А. Лурия). Этот блок включает ствол мозга, некоторые структуры среднего мозга, лимбическую систему, медиабазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Проблемы в интеллектуальной сфере, с восприятием абстрактной и символической информации (чтение, письмо, счёт и другие) могут быть связаны с недостаточным функционированием второго блока мозга (блока приёма, переработки и хранения информации), который включает основные репрезентативные системы (зрительную, слуховую, кинестетическую), корковые зоны которых находятся в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Проблемы с контролем поведения, постановкой цели, волевыми процессами, ответственностью за свои действия могут быть связаны с недостаточным функционированием третьего блока мозга (блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности), который включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобных долей мозга.
Несмотря на то, что каждый блок мозга отвечает за определенные психические функции, они работают слаженно и взаимосвязаны друг с другом. Поэтому при поражении одного из блоков страдает целостность психической организации человека. Поэтому очень важно вовремя оказать профессиональную нейропсихологическую помощью ребёнку.
Конечно, без помощи родителей, без их поддержки и оптимизации воспитательного процесса в семье, все усилия специалиста будут сходить на нет. Поэтому во втором разделе книги мы даём рекомендации родителям по решению проблем ребёнка.
Как нейропсихолог Центра помогает детям?
В результате многолетней практики работы с детскими проблемами, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными являются методы замещающего онтогенеза или нейропсихологической коррекции.
Опираясь на труды учёных-исследователей, занимающихся вопросами развития детской психики, — А.Р.Лурии, Е.Д.Хомской, Л.С.Выготского, Д.и Г. Деннисонов, А. В. Семенович и других, мы создали свою систему нейропсихологической коррекции, включив в неё наиболее эффективные техники.
Конечно, не всем детям, у которых есть психологические проблемы, показана нейропсихологическая коррекция. Решение о её применении принимается во время первой консультации, которая проводится для родителей без ребёнка.
В ходе этой первичной консультации мы выясняем суть проблемы, особенности развития ребёнка, семейного воспитания, влияния окружающей среды, наличие-отсутствие хронических заболеваний и т. д. Если выясняется, что проблему можно решить с помощью оптимизации родительско-детских отношений, то мы даём рекомендации, как это лучше сделать и на этом завершаем работу. Если проблемы ребёнка вызваны не столько ошибками в воспитании, сколько разбалансировкой нервной системы (что бывает гораздо чаще), то мы предлагаем пройти с ребёнком курс нейропсихологической коррекции.
Склонность к неврозам и у взрослых, и у детей — в особой организации нервной системы организма. Причин здесь несколько — от наследственных, генетических, до приобретенных (во время родовой травмы, например). И чем раньше начато лечение, тем лучше результат. Лучше, конечно, успеть лечить нервную систему медикаментами до 5-ти лет, а в идеале — до одного года.
После достижения 5-летнего возраста мозг уже менее сензитивен к таким препаратам. В таком случае наиболее эффективной является нейрокоррекция (или нейропсихологическая терапия), которую важно успеть провести до 12 — летнего возраста, пока не завершилась латерализация головного мозга (установление межполушарной асимметрии, определение ведущего полушария мозга и ведущих модальностей). После 12-летнего возраста нейропсихологическая коррекция идёт труднее и требуется больше занятий, чем в младшем возрасте.
Скажем коротко: если есть невроз, значит, нервная система разбалансирована, перегружена, т.е. нет слаженной работы обоих полушарий мозга, всех его блоков.
Наш курс нейрокоррекции, который мы предлагаем детям, направлен на эту самую балансировку, или, иными словами, на билатеральную стимуляцию мозга.
Конечно, главными здесь являются телесные методики:
• Психокинезиология, направленная на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, восстановление межполушарного взаимодействия, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать его проблемы.
• Диафрагмальное дыхание по технологии БОС, позволяющее привести в баланс соотношение углекислого газа и кислорода в крови, что укрепляет нервную систему.
• Воздушный, холистический, точечный массаж, «нулевая гравитация», позволяющие улучшить иннервацию всего организма ребёнка.
• Сенсорная стимуляция позволяет стабилизировать процессы возбуждения и торможения в мозге, а также улучшить память, внимание, обучение и др. (всего 99 программ).
• Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — билатеральная стимуляция обоих полушарий мозга, позволяющая стабилизировать нервную систему ребенка.
• Мозжечковая стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе, — на балансировочной доске, гимнастическом массажном мяче с использованием специальных кинезиологических и сенсо-моторных упражнений.