ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46

Нейропсихолог

Занятия с нейропсихологом в нашем Центре – это цикл занятий с целью устранения проблем в работе высших психических функций, являющихся первопричиной проблем в развитии и обучении.
Изначально систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Эта система включала три этапа: первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).
С течением времени нейропсихологические занятия доказали, что является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
Полная нейропсихологическая диагностика проводится в начале и по окончании цикла. В зависимости от исходного статуса ребенка это может быть достаточно кратковременное амбулаторное сопровождение, а может — многолетний процесс. Оптимальная (для индивидуального типа развития) актуализация операциональных и регуляторных уровней психической деятельности в их взаимодействии являетсякритерием эффективности коррекционной работы.
В целом же нейропсихологическое сопровождение (коррекция, профилактика, абилитация) отклоняющегося развития как варианта индивидуальных онтогенетических различий — всегда пролонгированный, непрерывный диагностический процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная подчас динамика межфакторных и межфункциональных перестроек.
Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход психогенеза. Причем неполноценно будут развиваться не только высшие когнитивные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.
Нейропсихологические занятия включают все три этапа, а также несколько других, необходимых для достижения полноценного эффекта.
В большинстве случаев, для родителей сигналом для обращения к нейропсихологу должны стать особенности поведения ребенка, которые мешают ему развиваться. Какие из предложенных факторов по Вашему мнению слишком ярко выражены в поведении Вашего ребенка (под "слишком ярко выражены" понимается доминирующая особенность, которая почти непреодолима)?
⦁ Ваш ребенок отстает по технике чтения и не любит читать?
⦁ Не в ладу с орфографией?
⦁ Плохо пишет или пропускает буквы?
⦁ Малыш в три года не разговаривает или говорит хуже сверстников?
⦁ Ваш ребенок не собран и не усидчив?
⦁ Учителя называют его умным, но рассеянным?
⦁ Не хочет учить уроки и ходить в школу?
⦁ Он отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания?
⦁ Плохо усваивает учебный материал?
⦁ Вы считаете своего ребенка гиперактивным или наоборот медлительным?
⦁ Ваш ребенок сутулится, и у него плохая осанка?
⦁ Вы не можете найти «общего» языка с Вашим ребенком?
⦁ Или Вашему ребенку поставлен диагноз: ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия?
⦁ Имеют место быть психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)?
Если говорить с научной точки зрения, то нейропсихологические занятия рекомендованы для целого ряда детских расстройств, которые так или иначе влияют на способность обучаться или для любого случая, в котором подозреваются мозговые нарушения на основе когнитивных функций или поведения.
⦁ проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости),
⦁ неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
⦁ нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
⦁ синдром дефицита внимания,
⦁ аутизм,
⦁ расстройства памяти,
⦁ травма головного мозга,
⦁ судорожные расстройства.
Этапы занятий и работы нейропсихолога
До начала коррекционной работы при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур. По результатам нейропсихологического обследования и специалист определит истинные причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы его мозга, определит какой участок «дал сбой», составит программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Установочный этап
Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологических занятий. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
Этап занятий
Осуществляется программа нейрокоррекционных занятий в соответствии с разработанным ранее планом.
Оценка эффективности
Через определенное время системной коррекционной работы проводится еще одно нейропсихологическое обследование – диагностический срез, при котором фиксируются изменения по сравнению с результатами первичного обследования. Диагностический срез делается не менее чем через 5-6 месяцев коррекционных занятий. Только после этого периода можно однозначно говорить об изменениях.
Важные принципы, о которых должны знать родители
В процессе работы с ребенком нейропсихолог руководствуются следующими основными принципами:

⦁ Принцип «от простого к сложному» - важный принцип, который обязательно учитывается при построении программы занятий для ребёнка.
⦁ Принцип опоры на сохранные формы деятельности - развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
⦁ Принцип вовлечения - создаем ситуацию эмоционального включения и мотивации ребёнка в процесс занятий.
⦁ Принцип «замещающего онтогенеза» - последовательно воспроизводим нарушенные этапы развития, начиная от самого раннего (проводится не всегда, в зависимости от результатов обследования).
⦁ Принцип комплексности - воздействие оказывается комплексно на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. В итоге нейрокоррекция влияет на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом, а не на преодоление одного дефекта.
⦁ Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка - учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
⦁ Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики: Для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. Поэтому активная коррекционная работа влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
Формы нейропсихологических занятий:
Выбор формы занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, коррекционных задач и пожеланий родителей. Занятия со специалистами проходят несколько раз в неделю, длительностью 1 час. Обязательным условием успешности коррекционного обучения является выполнение домашних заданий в виде несложных упражнений. Программа занятий определяется по результатам нейропсихологического обследования.
В программу нейропсихологических занятий могут включаться в различных комбинациях:
⦁ специальные игровые занятия;
⦁ комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
⦁ комплекс дыхательных упражнений;
⦁ комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
⦁ нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
⦁ Арт-занятия;
Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (нейропсихолог, дефектолог, логопед, психолог, кинезиолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы в обследовании, позволяющие более широко охватить, исследовать и составить индивидуальный коррекционный маршрут для Вашего ребенка.
Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций.
Приходите, мы обязательно поможем!
Made on
Tilda