ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе
педагога-психолога с детьми ОВЗ

У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. Песочная терапия - один из методов психотерапии, воздействие на психику и поведение ребенка посредством визуализации. В контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, что является результатом эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ОВЗ.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения;
- тяжелые нарушения речи;
- повышенная тревожность, страхи;
- неврозы.
Данный метод позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Часто дети с ОВЗ затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие; коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Программа метода
Мы прячем песок в фигурки, придумываем истории. Именно в такой игровой форме совершаем шаги к дальнейшему развитию.
Действие песочной терапии комплексное.
Во-первых, ребенок трогает песок руками, что стимулируют нервные окончания ладоней, подушек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.
Во-вторых, песок - сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как "берет рука". Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.
В-третьих, занятия песочной терапией развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе.
Приходите, мы обязательно поможем!
Made on
Tilda