ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 46

Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с ОВЗ

Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается. Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ОВЗ.
Коррекция основанная на методах сенсорной интеграции, строится создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.
Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Данная коррекционная работа проводится с детьми:
- с гиперактивностью;
- синдромом дефицита внимания;
- ДЦП;
- ранним детским аутизмом;
- отсталостью;
- заболеваниями генетического характера
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители.
⦁ Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.

⦁ Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

⦁ Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.
Признаки нарушений сенсорной интеграции.
Проприорецептивная дисфункция:
⦁ умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
⦁ шлепают ногами во время ходьбы;
⦁ любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
⦁ трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
⦁ жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
⦁ трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают;
⦁ трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
⦁ плохо удерживают позу;
⦁ не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
Тактильная система
Пониженное восприятие
⦁ ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;
⦁ плохо чувствует боль;
⦁ наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);
Повышенное восприятие
⦁ всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их.
⦁ не любит, когда его обнимают, боится, когда к нему неожиданно прикасаются;
⦁ не дает причесать, помыть или постричь волосы;
⦁ в стрессовой ситуации снимает одежду.
Вестибулярная система
Пониженное восприятие
⦁ находится в постоянном движении;
⦁ любит спрыгивать с высоких мест;
⦁ любит качаться на качелях;
⦁ любит быстрые и неожиданные движения.
Повышенное восприятие
⦁ Спокойные игры;
⦁ движется осторожно;
⦁ боится высоты;
⦁ часто теряет равновесие.
Слуховая и зрительные системы
Пониженное восприятие
⦁ Не отвечает на своё имя;
⦁ любит громкую музыку;
⦁ разговаривает сам с собой;
⦁ не видит целую картину;
затрудняется в различии похожих между собой предметов;
Повышенное восприятие
⦁ Закрывает уши руками;
⦁ боится громких и неожиданных звуков;
⦁ не может слушать и смотреть одновременно;
⦁ боится яркого света, закрывает глаза.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов.
2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, по развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Сенсорная интеграция – это терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Занятия по сенсорной интеграции проводятся в индивидуальной и групповой формах. Проведение занятий осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога.
Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой.
По итогам коррекционной работы можно сделать следующий вывод: сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.
Приходите, мы обязательно поможем!
Made on
Tilda